Любой человек, в том числе ребёнок или подросток,
нередко испытывает негативные эмоции. При неумении управлять ими
негативные эмоции могут иметь разрушительные последствия как для данной
личности, так и для людей, на которых они «сбрасываются»,
выплёскиваются.
Одно из таких последствий — концентрация негативных
эмоций на каком-то конкретном члене коллектива. Так появляется изгой
группы.
Точка в социальном пространстве малой группы, которая
концентрирует негативные эмоции, на языке микросоциологии называется
изгойским местом. Если в эту точку попадает тот или иной индивидуум, то
изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя. За всю свою
историю человечество выработало большое количество механизмов, которые
позволяют сдерживать проявления негативизма в социальном пространстве
(например, битьё чучел, поклонение и замаливание идолов). Мировые
религии — христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм — направляют
личностный негативизм в сферу самосовершенствования. К сожалению, школа
не только не помогает подросткам овладевать опытом регулирования
потоков негативных эмоций, но и провоцирует их неконтролируемый выброс.
Под влиянием неосознаваемых негативных эмоций подростки начинают
объяснять их возникновение некими мифическими представлениями о
классе, в котором они учатся. В ученической среде мифы об
одноклассниках распространяются достаточно быстро, и всё заканчивается
тем, что о некоторых учениках создаются устойчивые представления
(имеющие под собой, как правило, мало реальных оснований), которые, в
свою очередь, начинают вызывать негативные эмоции одноклассников.
В
обыденном сознании изгойство в ученическом коллективе представляется в
виде травли одного или двух учеников в классе. В зависимости от
реакции на негативное отношение одноклассников ребят-изгоев условно
можно разделить на три типа: клоун, белая ворона и антагонист.
Изгой-клоун играет со своим социальным окружением, сознательно и
целенаправленно подставляет себя под насмешки. Этим он, сам того не
осознавая (часто это не осознают даже учителя), выявляет
несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства
требует от индивида достаточно высокого интеллекта. Ученик-клоун может
ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и
педагогов, работающих в этом классе. Не всегда такой ученик осознает
свое неприятие социального устройства класса, даже педагоги часто не
осознают такой особенности клоуна. Клоун ученического класса забирает
на себя не очень большое количество негативных эмоций, так как
подросток пытается достаточно чутко следить за уровнем негативных
эмоций, которые адресованы к нему лично. Доведя негативизм до
определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав
смех одноклассников к себе, снимает уровень негативизма. Такой тип
изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или
чувствующие весь механизм происходящего, но старающиеся внутренне
отгородиться от своего социального окружения, каковым является
ученический класс.
Изгой - белая ворона становится таковым из-за того,
что чем-то серьёзно отличается от одноклассников. Причиной его отличий
может быть принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому
социальному слою, к другой религии и т.д. Подросток становится белой
вороной, в сущности, по одной причине — в отличие от клоуна, он не
может вести себя по-другому. У одноклассников создаётся о нём масса
домыслов и мифов, которые рождаются из-за невозможности окружения
объяснить поведение своего одноклассника.
Изгой-антагонист
олицетворяет крайнюю степень изгойства. Оно основано на взаимной
неприязни ученика и класса. Осознавая неприятие со стороны
одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучшего, как платить
им той же монетой, обосновывая свои действия недостатками, наблюдаемыми
в классе.
Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один
общий недостаток, который прочно закрепляется в его поведении —
неспособность мыслить конструктивно. В принципе изгой — это претендент
на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник. Но
даже если у него вдруг появляется возможность занять лидирующую
позицию, тут же становится очевиден критиканский настрой изгоя. Он не
способен увидеть своё социальное окружение в целом, не может построить
перспективу, которая увлекла бы большинство одноклассников. Он может
только разрушить имеющиеся социальные элементы.
Андрей Сперанский
(социолог)
|