Присутствие роботов в человеческой жизни уже никого
не удивляет. Небольшая американская компания Boston Dynamics на днях представила
на суд общественности доработанный образец первого в мире робота BigDog.
Несмотря на свое название, аппарат больше похож на ослика, вот только головы у
него нет.
Как утверждают разработчики, механический мул способен нести на
себе груз весом не менее 150 килограммов. Вдобавок робот легко передвигается по
крутым горным дорогам и даже может преодолевать препятствия, такие, как рвы с
водой. С учетом того, что есть железная "скотина" не просит, создатели надеются
на большой успех своего детища среди покупателей.
Впрочем, главными покупателями будут не обычные крестьяне, а
солдаты американской армии. До сих пор боеприпасы, вещмешки и другие грузы
военнослужащие вынуждены переносить на себе. Если кому-то и удается обзавестись
мулом, то это не всегда оказывается лучшим выходом: во-первых, животные издают
крики, которые могут привлечь неприятеля, а во-вторых, испугавшись, они убегают
невесть куда.
Именно поэтому американское агентство по перспективным оборонным
исследованиям DARPA еще в 2004 г. объявило тендер на разработку механического
носильщика. Как можно догадаться, именно Boston Dynamics выиграла конкурс.
Профиль компании - это составление математических алгоритмов передвижения
существ, подобных животным.
Итогом деятельности специалистов Boston Dynamics и стал
механический ослик. Образец весит 75 кг, в высоту достигает 70 см, а в длину -
около метра. Как рассказал руководитель компании, робот оснащен бензиновым
двигателем, который питает механизм электроэнергией. Механический мул также
имеет усовершенствованную систему ориентации в пространстве и способен
переносить жесткие удары и подниматься на ноги при столкновении без посторонней
помощи. Однако главным преимуществом остается "выносливость" BigDog - он
поднимает в три раза больше грузов, чем его живой прототип.
Справедливости ради стоит отметить, что недостатки у
робота также имеются. Так, бензиновый мотор производит слишком много шума -
столько же, сколько и газонокосилка, что в боевых условиях может сослужить плохую службу.
Поэтому дальнейшие усилия техников будут направлены на улучшение системы
звукоизоляции. Комментарий специалиста, д.ф.-м.н., зав. сектором Интститута прикладной математики им. М.В.Келдыша Платонова Александра Константиновича:
Это, безусловно, рекорд характеристик шагающей машины.
Доказана теорема существования решения проблемы управления силовым и
достаточно резвым шаганием в режиме динамической устойчивости!
Дело в том, что проблема обеспечения требуемого динамического диапазона
управления (отношения возможных скоростей управляемого движения силовых
механизмов) до последнего времени не имела решения на обычной элементной
базе электромеханики и гидравлики и средств управления ими. Это и было
основной причиной реализации лишь медленного шагания - в режиме
статической устойчивости.
Впечатляет и найденное остроумное решение "коленками внутрь"
кинематической схемы ног. Это решение упрощает управление машиной и
сокращает её габариты.
Очень качественно выполнен верхний уровень алгоритмов управления
адаптивным поведением ног машины при движении по сложному рельефу и при
внешних силовых воздействиях. Это не простое программное движение, а
скорее реализация эффективных рефлекторных ответов, сохраняющих
устойчивость корпуса машины.
Словом, впервые продемонстрировано техническое устройство,
которое сравнимо по силовым, весовым, скоростным и поведенческим
характеристикам с устройством животных. До сих пор ни один из
современных двигателей по параметрам динамического диапазона скоростей и
отношения весовых и силовых характеристик не был сравним с мышечным
двигателем живых существ.
|